Память поколений
Участники проекта - 3-10 классы. Положение
Сроки проекта: 1 апреля - 15 мая. Регистрация

Здравствуйте все, кто несёт в своих сердцах память поколений своей семьи.
В этом проекте мы предлагаем вам рассказать
о семье и о том, как история страны отразилась на истории ваших родных
как в военное, так и в мирное время.
Все сведения желательно подтвердить фотографиями документов и родственников.

Главную (текущую) страницу нашего проекта долистайте до конца и познакомьтесь со всеми ссылками-правилами.

В проекте "Память поколений" мы приглашаем вас познакомиться друг с другом и рассказать о том, почему вы, молодое поколение не только вашей семьи, но и нашей страны, знакомитесь с историей своих прадедов, почему вы семейную историю связываете с историей страны, что это даёт нам всем, народу России.
Поэтому основополагающий вопрос проекта:
зачем мы изучаем историю?
В этом проекте участвуют учащиеся 3-11 классов.
Итоги научно-исследовательской работы участников будут подводиться по группам:
ученики 3-5 классов, ученики 6-8 и ученики 9-11 классов.


Познакомьтесь с Правилами работы в проекте.

Регистрация в проекте
Каждый участник регистрируется в форме. Затем каждый участник заполняет свободную строку в Доске достижений, в которую в ходе выполнения проекта участник будет заносить результаты своей исследовательской деятельности.

Входную анкету заполняет каждый участник проекта.

Обсуждение любых вопросов по ходу работы в проекте будет проходить в группе Телеграм проекта "ШАНС Память поколений" "ШАНС Память поколений": задавайте вопросы и отвечайте на заданные.

Авторы проекта - педагоги и ученица лицея №177 г.Казани
Шамсувалиева Рауза Равильевна, учитель истории
Калашникова Полина, ученица 9 класса
Крылова Виктория Юрьевна, зам.директора по информатизации
Волик Ольга Николаевна, к.п.н., методист по информатизации


В нашем проекте надо рассказать о том, как история страны отразилась в истории вашей семьи
Давайте рассмотрим историю России с начала 20 века и до сегодняшних дней.
В своём рассказе о семье вы можете полно или кратко описать жизненные ситуации различных своих родственников, но не забывайте связать их с периодами истории нашей страны.
Начиная рассказ о семье, назовите период истории, к которому этот рассказ относится. Например, "Во время коллективизации мой дед работал зоотехником в колхозе, а когда в 1937-1939 г.г. начались сталинские репрессии, то его арестовали за вредительство".
Предлагаем историю России рассматривать по следующим периодам, но, конечно, можно добавлять и другие исторические события:
  • первая мировая война - военный конфликт с участием 38 стран между двумя коалициями (Антантой, в которую входили Франция, Россия и Великобритания и Тройственный союз Германии, Австро-Венгрии и Италии) . Боевые действия конфликта происходили в Европе, а также распространились на Ближний Восток, Африку и некоторые районы Азии. Один из самых смертоносных конфликтов в истории: около 9 миллионов человек погибли в боях и более 5 миллионов мирных жителей — в результате военной оккупации, бомбардировок, голода и болезней;
  • революция 1917 года - название революционных событий, произошедших в России в 1917 году, начиная со свержения монархии во время Февральской революции, когда власть перешла к Временному правительству, которое, в свою очередь, было свергнуто в результате Октябрьской революции большевиков и их временных союзников, провозгласивших власть советов;
  • коллективизация; Решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП(б) в 1927 году. Проводилась в СССР в 1928—1937 годах; основной этап пришёлся на 1929—1930 гг. — сплошная коллективизация;
  • индустриализация - индустриализа́ция в СССР — процесс форсированного наращивания промышленного потенциала СССР, осуществлявшийся с мая 1929 года по июнь 1941 года с целью сокращения отставания советской экономики от экономики развитых капиталистических государств;
  • сталинские репрессии; Политические репрессии в СССР — принудительные меры государственного воздействия, включающие различные виды наказаний и правоограничений, применявшиеся в СССР к отдельным лицам и категориям лиц по политическим мотивам;
  • Великая Отечественная война - война СССР против вторгшихся на его территорию нацистской Германии и ее союзников. Является важнейшей составной частью Второй мировой войны, в ходе которой Красная Армия разгромила вооруженные силы Германии, изгнала их из Советского Союза и освободила оккупированные ею страны Восточной и Центральной Европы. Несмотря на огромные людские потери (более 27 миллионов человек) в тяжелой, кровопролитной борьбе советские люди отстояли свой национальный суверенитет, защитили Родину;
  • освоение целины - это комплекс мероприятий по увеличению производства зерна в СССР в 1954-1965 гг. путём введения в оборот обширных целинных земельных ресурсов в Казахстане, а также в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке и в Крыму.;
  • период застоя - время в развитии Советского Союза, характеризующееся относительной стабильностью всех сфер жизни государства, достаточно высоким уровнем жизни граждан и отсутствием серьезных потрясений. Это период в 20 лет между приходом к власти Л.И. Брежнева (середина 1960-х гг.) и началом перестройки (начало 1980-х). Условно обозначается, что период застоя длился с 1964 по 1986 г.;
  • перестройка – название, закрепившееся за внутренней и внешней политикой, которая проводилась в СССР с середины 1980-х годов по 1991 год генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым и его сторонниками с целью преодолеть кризисные явления;
  • Российская Федерация - часть истории России, охватывающая период с момента окончания распада СССР 26 декабря 1991 года по настоящее время.

Скрин текстового google-документа.
Семейная история
Семейную историю вы изложите в двух текстовых файлах: файл для более полного рассказа об одном родственнике и второй файл с краткими сведениями о разных родственниках.
Перед событием в вашей семье не забудьте назвать период истории нашей страны.
1) На вашем google-диске создайте текстовый google-документ с именем Рассказ 1 фамилия и имя населенный пункт, где вместо фамилия и имя укажите свою фамилию и имя, под которыми вы участвуете в проекте, а вместо населенный пункт укажите название местности, которую вы будете отмечать на карте, т.е. ту местность, в которой жил, воевал или работал ваш родственник, о котором вы рассказываете в этом первом файле.
Например, Рассказ 1 Калашникова Полина Брест.

2) Теперь также создайте второй текстовый файл с именем Рассказ 2 фамилия имя, где вместо фамилия имя укажите свою фамилию и имя, под которыми вы участвуете в проекте. Например, Рассказ 2 Калашникова Полина.

Откройте к вашим файлам доступ на комментирование и эти ссылки опубликуйте на Доске достижений.

Прислушайтесь к совету:
НЕ бойтесь нажимать незнакомые команды - всегда можно отменить!
Рекомендации к форматированию текстового файла:
  • размер шрифта 14;
  • выравнивание текста По ширине,
  • абзац одинаковый для всего текста (стандартно - 1,25, но можно и другой поставить),
  • фотографии использовать так, чтобы их обтекал текст.

Родословная
Обычно родословная бывает очень "ветвистой": у вас есть братья и сёстры, у родителей ваших есть братья и сёстры и т.д., т.е. в ширину, к корням родословной, имен все больше и больше.
А мы предлагаем вам выбрать одну "веточку": вы, ваши родители, ваши деды и бабушки (родители ваших родителей), ваши прадеды (родители ваших дедушек и бабушек) и, возможно, кто-то знает своих прапрадедов. Это 5 линий вниз по семейному дереву, к его корням. И эта "веточка" будет отличаться от других "веточек" тем, что вы подробно знаете как история страны отразилась в судьбе ваших родственников.
Именно для этой веточки постройте родословную в сервисе Padlet.com. Для работы с родословной надо зарегистрироваться в Padlet, удобнее это сделать с помощью вашего google-аккаунта.
После регистрации Создать Padlet доску (кнопка справа наверху экрана), инструкции по настройке доски здесь.
Требование к доске: формат доски - ХОЛСТ, но без линий между постами. Первый пост про тебя разместить в первом ряду, на втором ряду твои родители, на третьем ряду - дедушки и бабушки и т.д. Т.е. на каждой ряду одно поколение твоей семьи.
Начинаться родословная будет с вас и спускаться к корням. Пост начинается с темы, здесь разместите название своей родословной, например, Родословная семьи Калашниковых. Далее разместите свое фото, в подписи фото предложение о вас (кто ты, где живешь и учишься), второе предложение (после ENTER) о своей семье: например, История моей семьи. Вот это предложение оформить ссылкой на свой Рассказ 2 (выделить текст История моей семьи, в открывшейся панели инструментов выбрать Ссылка, вставить вашу ссылку на Рассказ 2, Link).
Следующие посты оформить в таком же стиле: тема, фото, 1-2 предложения о родственнике, ссылка на документы.
Если документы есть, то их лучше загрузить с ПК на свой google-диск, с которого работаете, после загрузки вы увидите этот файл в списке на своем google-диске, щелкните по нему правой кнопкой мыши и нажмите Получить ссылку. Эту ссылку разместить на посте.
Если документы есть и они находятся на телефоне с Android в виде фото, то в google-фото выделить нужное фото, Поделиться, Создать ссылку, а далее эту ссылку отправить на свой gmail или как-то по-другому разместить в своем посте на Padlet.
Всего на доске у вас получится 5 слоев, но если кто-то расскажет о прапрадедах, то будем добавлять баллы.
Пример, Родословная Калашникова Полина, автор проекта, Казань.

События разных семей соберутся в нашей книге "Память поколений" и мы прочитаем историю нашей страны, которая меняла свое название следующим образом: Российской империи (1721-1917), Российской республики (1917-1918), РСФСР (1918-1922), Российского государства (1918-1922), Советского Союза (1922-1991), Российской Федерации (1991 - н.в.).
Общая книга "Память поколений"
Итак, каждый из вас приготовил историю своей семьи, а теперь давайте соберем все эти рассказы в одну общую книгу "Память поколений".

В общей книге мы будем работать все вместе, поэтому важно наблюдать за другими пользователями этого файла, их иконки (цветные зверьки) можно увидеть над панелью инструментов справа. Цвет их иконки будет означать цвет их текстового курсора.
Текстовый курсор голубого цвета - это ваш цвет, цвет вашего текстового курсора, именно им вы управляете.
Общая книга разбита на главы: Рассказывают ученики 3-5 классов, Рассказывают ученики 6-8 классов, Рассказывают ученики 9-11 классов.
Участник проекта должен разместить свой Рассказ 2 в соответствующей главе.
Дальнейшие рекомендации по оформлению рассказа участника в общей книге читайте во Вступлении авторов в этой книге.

Две метки Брест и Елабуга поставили авторы на нашей общей карте.
Общая карта "Память поколений"
Итак, каждый из вас приготовил историю своей семьи, а теперь давайте соберем все эти рассказы в одну общую карту "Память поколений".
На общей карте мы отметим населенные пункты, в которых состоялись значительные события наших родственников, о которых мы рассказали в своих Рассказах 1:
  • откройте карту "Память поколений", на этой карте слева на экране есть два слоя: "Авторы Образец оформления" и "Наши предки";
  • познакомьтесь с образцом метки: слой "Авторы Образец оформления" сделан для примера - показано как должно выглядеть правильно выполненное задание - стоит метка города, в котором жил, работал, воевал ваш родственник из Рассказа 1, на этом слое ничего не размещаем, если щелкнуть по бордовой метке Брест или по оранжевой метке Елабуга, то откроется окно, и вы увидите как должна будет оформлена метка города с рассказом о вашем родственнике, рисовать в этом слое ничего нельзя;
  • закроем слой с образцом: после того, как вы познакомились с образцом оформления, закройте этот слой - щелчок по галочке около имени слоя, галочка исчезнет, метки Брест и Елабуга тоже исчезнут, а вам будет легче строить метку своего города в слое "Наши предки" - это активный слой, т.е. в котором вы сейчас работаете, он помечен голубым слева от слоя;
  • поставим свою метку на карте: выполните поиск вашего населенного пункта в строке поиска (белая полоса наверху в середине экрана). В населенном пункте, который вы указали в строке поиска, будет поставлен на карте зеленый маркер и раскроется окно редактирования этого маркера. Нажмите Добавить на карту (значок +) - маркер станет голубым, а на слое появится ваше место;
  • отредактируйте свою метку: щелчок по метке, затем кнопка Изменить (ручка), в открывшемся окне редактирования откорректируйте заголовок метки, вставьте фото родственника, ссылку на файл Рассказ 1, залейте маркер своим цветом: кнопка Заливка (Стиль).

Память поколений
Закончился наш проект, в котором вы попробовали рассказать о своей семье и о том, как история страны отразилась на истории вашей семьи: и в мирное, и в военное время.
А теперь надо ответить на основополагающий вопрос проекта:
Зачем изучать историю? Назовите не меньше трёх причин.

Итоги проекта будут подведены и опубликованы на сайте после работы экспертной комиссии.


Просим всех участников и их руководителей ответить на выходную анкету.
Выходная анкета
Этот ролик пришёл ко мне по социальным сетям уже после нашего сотрудничества в первом проекте, т.е. в мае 2023г., но мне всё равно хочется им поделиться с вами.
Made on
Tilda